Хор Турецкого / Арт группа Хор Турецкого

«Хор Турецкого» — музыкальный коллектив под руководством народного артиста России Михаила Турецкого. Основа уникальной концепции коллектива — «живые» голоса. Артисты исполняют композиции более чем на десяти языках без фонограммы, в том числе — а капелла, и могут заменить своими голосами оркестр. Десять вокалистов представляют всю палитру мужских певческих голосов.

«Хор Турецкого» дебютировал в 1990 году в филармонических залах Таллинна и Калининграде. В начале карьеры репертуар коллектива отличался от современных шоу «Хора Турецкого». Истоки арт-группы берут начало в Хоре при Московской Хоральной Синагоге. В конце 80-х годов будущий Хор Михаила Турецкого исполнял Еврейскую литургическую музыку. Спустя нескольких лет амбиции коллектива вышли за пределы этой достаточно узкой области. Сегодня группа успешно комбинирует в репертуаре самые разные жанры: оперную, духовную (литургическую), народную, популярную музыку из разных стран и эпох.

В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. Михаил Турецкий смог собрать группу единомышленников, хотевших заняться возрождением в СССР еврейской духовной музыки (все участники хора были выпускниками или студентами музыкальных учебных заведений и имели музыкальное образование). В то время подобное направление практически не развивалось. Исключение составлял лишь концерт в 1945 г. в Московской синагоге тенора Михаила Александровича. Первые репетиции хора состоялись в сентябре 1989 г., а первое публичное выступление - весной 1990 г. Первые гастроли хора состоялись в Калининграде и Таллинне. В том же году состоялись концерты в Москве (в синагоге) и Ленинграде (большой зал консерватории). Финансированием коллектива занималась американская благотворительная организация "Джойнт".

В 1991 г. состоялись гастроли коллектива во Франции и в Великобритании. Коллектив выступал под названием "Еврейский камерный хор". У зрителей гастроли вызвали большой интерес, так как впервые из СССР прибывал подобный коллектив. За 15 дней было дано 17 концертов. Летом того же года хор прибыл на гастроли в Израиль. Выступление в синагоге в Иерусалиме показало, что у хора был недостаточен репертуар, но звучание было гораздо лучше, чем у кантора и хора из этой синагоги.

В 1993 году Михаил Турецкий был награждён американской Ассоциацией музыкального искусства "Золотой короной канторов мира" (подобным знаком отличия награждены лишь 8 восемь человек в мире).

С помощью Марины Ковалёвой в 1995-1996 еврейский хор под руководством Михаила Турецкого пел в синагоге в Майами. Часть участников хора осталась в США, другая часть остаётся в Москве.

С годами потребности хора только росли, состав коллектива изменился, география выступлений расширилась, тогда хор стал поддерживать "Логоваз", в частности, Б.Березовский. В 1996 году для коллектива настали нелегкие времена, в течение нескольких месяцев хор никто не финансировал. Тогда коллектив поддержал Иосиф Кобзон. С ним хор объездил многие страны бывшего Союза, был в Чечне, Израиле.

В 1997-1999 гг. коллектив выступал под названием "Московский еврейский хор". В этот период начинает меняться и репертуар. Наряду с традиционными религиозными произведениями появляются классические оперные арии, произведения советских и зарубежных композиторов, авторская песня и дворовые песни (например, "Мурка"). В 2000 г. хор выступал на сцене Театра Эстрады. С помощью олигарха Владимира Гусинского бывшего в то время руководителем Российского Еврейского Конгресса, хор вновь получил возможность выступать в московской хоральной синагоге.

В 2002 г. Михаилу Турецкому было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В 2003 году хор приобретает современное имя: Арт-группа "Хор Турецкого". Это произошло во время концерта, посвящённого дню Украины и России. Меняется и репертуар коллектива. Еврейская литургия (например, "Кадиш" или "Кол нидрей"), песни на идише и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, "Мурка"), оперные арии, православная литургия (например, молитва "Отче наш"). В своей книге "Хормейстер" Михаил Турецкий писал, что он не сразу нашёл понимание этих перемен у своих коллег по коллективу, но постепенно все солисты согласились с изменением репертуара.

Галерея: